Подписка на рассылку Мудрых советов
Подписаться

Недостающее звено

Скажите, вам никогда не хотелось танцевать на балу в Лувре у блистательного Людовика XIV, «Короля-Солнце»? А увидеть своими глазами Киевскую Русь? Испытать судьбу средневекового рыцаря, прожить несколько дней в Лондоне XIX века – ну, пусть простым горожанином: гулять по набережной Темзы, разворачивать Таймс, чтобы узнать новости?..

Наверное, хоть изредка в юности подобные желания были у каждого: попасть наяву в прошлое, в эпоху, в которую влюбился, читая исторические романы. Так вот, существуют люди, которые это желание не отбросили как безумное, а взяли, да реализовали. Он называются – реконструкторы.

Сегодня у нас в гостях – Алексей Овчаренко, создатель и руководитель Центра исторических реконструкций «Ратобор». Человек, сделавший путешествия в прошлое профессией. Он научился воссоздавать это пошлое – и для себя, и для тех, в ком не угасло желание совершить путешествие в иные века. Странный выбор профессии, не правда ли?

Еще один участник беседы – экстрасенс, мольфар Андрей Явный: втроем мы пытаемся открыть не только практический, но и сакральный смысл деятельности реконструкторов.

Ольга Монахова: Вообще-то, идея исторической реконструкции, мягко говоря, не нова. Например, Николай I проводил реконструкцию Бородинского сражения, в ходе которой наголову разгромил Наполеона. Мировая общественность, помнится, весьма скептически отнеслась к этим имперским затеям…. 

Алексей Овчаренко: Реконструкции проводились еще в Древнем Риме: самые, так сказать, правдивые – там по-настоящему гибли люди… Но мы говорим о шоу, а наша деятельность совершенно иная. Конечно, и мы в «Ратоборе» устраиваем исторические фестивали, шоу, но это – лишь верхний пласт, то, что необходимо для популяризации идеи.

Ольга Монахова: Так в чем идея? Как вообще случилось, что вы стали профессионально заниматься погружением в прошлое?

Алексей Овчаренко: Понимаете, в какой-то момент я осознал, насколько искажены моральные принципы, нравственные нормы современного мира. Захотелось оказаться в эпохе, где жили иначе, правильнее. Где честь дороже жизни. Где можно всего добиться своими силами, а не протекцией и так далее. Увлекла эпоха раннего русского Средневековья – ХХ век.

Ольга Монахова: То есть, в какой-то момент, предполагаю, в ранней юности, вы поняли: что-то не то с этим миром, «порвалась связь времен» и так далее. Прозвучали все знаменитые вечные вопросы – и вы стали искать ответы. Подвернулась идея реконструкций. Могла другая какая-то подвернуться…

Алексей Овчаренко: Абсолютно верно. Подошла бы любая идея, которая помогла бы разобраться в том, что происходит с миром, найти в нем свое место, что-то понять о себе самом.

Ольга Монахова: Вы начали играть в эту игру, нашли в ней что-то важное. Она переставала быть игрой, наполнялась смыслом и наполняла смыслом вашу жизнь. Стали собираться ваши знакомые, знакомые знакомых. Что нового о себе вы поняли в результате? И нужно ли было восстанавливать лапти ХХ века, чтобы понять, что следует уступить место бабушке в метро? И что честь порой дороже жизни?

Алексей Овчаренко:  Знаете, иногда надо. Необходимо -- если между лаптями ХХ века (кстати, тогда не было лаптей, а были кожаные ботинки) и уважением к старости выкинута цепочка рассуждений-размышлений. Это очень длинная цепочка, не стоит сейчас начинать, давайте попробуем проще. Вот простой пример: ты делаешь эти ботинки своими руками. Во-первых, это ручной труд, от которого современный человек отвык. Ты начинаешь ценить смысл ручного труда. И начинаешь ценить не только свой труд, но и труд других людей. Это первый зародыш уважения к другим людям.

Ольга Монахова:  У вас на визитке написано: «Оживляю историю». Сильно сказано…

Алексей Овчаренко:  Но ведь именно это – наша задача. Понимаете, так получилось, что в российской истории выпал целый огромный пласт. Мы ее все переписывали, переиначивали, перелицовывали – и потеряли. Исчезла преемственность, связь поколений. Вот в Норвегии, например, в каждой семье лежит в сундуках одежда прабабушек и прадедов. И в национальный праздник люди надевают эти вещи, вещи XVII века! – настоящие, бережно сохраненные. И ощущают единство своей истории: и страны, и рода. У нас ничего не сохранилось – приходится все делать заново, это и называется «реконструкция». Мы по крохам собираем информацию о каждой бытовой мелочи того времени – и воссоздаем. Оживляем…

Андрей Явный: Алексей, а кем вы чувствуете себя в этом восстановленном, возрожденном прошлом – собой, пришельцем из будущего?

Алексей Овчаренко:  Я чувствую себя целостным. Человеком с историей, с корнями.

Андрей Явный: Люди ХХ века не только носили одежду, отличную от современной, иначе питались, иначе разговаривали и так далее. Они жили в мире, наполненном магией, в мистическом пространстве, населенном богами, духами…

Алексей Овчаренко:  Я всегда считал себя материалистом, атеистом…

Андрей Явный: Алексей, давайте договоримся о терминах. Мистика – это не появление «волшебника в голубом вертолете», а ощущение, что мир одушевлен, что судьба подает тебе те или иные знаки, что ты способен, хотя бы иногда, мыслью, словом, очень сильным желанием воздействовать на мир.

Алексей Овчаренко:  В этом смысле – согласен, конечно! И вообще, знаете, «Ратобор» серьезно повернул мое сознание. Ведь реконструкция – это не только фестивали и игрища, мы строим деревни точно такие, какими они были в ХХ веке, и какое-то время живем в них: освещая жилье лучинами, нося воду ведрами из реки, добывая пропитание охотой, рыбалкой и так далее. Восстанавливается связь с природой. Однажды мы шли на лодке по дикой реке, начался шторм… Шанс выстоять ничтожен, помощи ждать неоткуда. Оставалось одно: обратиться к стихии, умолять ее утихомириться.

Ольга Монахова: Удалось договориться?

Алексей Овчаренко:  Удалось. И такое не раз бывало.

Андрей Явный: Я думаю, это самое ценное в реконструкциях: через вещественный мир люди возрождают духовный мир предков, на самом деле восстанавливая утраченные звенья истории, связь поколений и времен. Это и есть истинное исцеление мира, исцеление больных корней.

Алексей Овчаренко:  Погружаясь во времена, когда люди жили, как сказал Андрей, в мистическом пространстве, я начинаю ощущать, что мир «оживает». Как-то я проплывал по реке и на протяжении двенадцати километров на берегу видел холмы, древние насыпи: они стояли точно через километр друг от друга.

Андрей Явный: Это вы плыли вдоль священной рощи…

Алексей Овчаренко:  Совершенно верно! Удивительное ощущение… И эти курганы… Раньше думали, что там захоронения, но захоронений не нашли…

Андрей Явный: Разумеется, не нашли. Я видел немало священных рощ с курганами, ритуальными насыпями в Карпатах. Так создаются места Силы: нечто вроде системы зеркал, в которой человек способен ощутить присутствие Духа места, вступить с ним в контакт, о чем-то попросить или договориться. Могу даже сказать, что вы, Алексей, видели на тех курганах, мимо которых плыли: вершина сглажена, на ней выложен или вытоптан круг, в центре которого установлен камень.

Алексей Овчаренко: Точно!

Ольга Монахова: Алексей, вы сделали реконструкторство, если так можно выразиться, профессией. Что дает оно вашей душе, понятно. А окружающим? Что дают фестивали, которые вы проводите – вот и сейчас, насколько я знаю, планируется в августе очередной. Люди приходят посмотреть, как в цирк, на представление ряженых?

Алексей Овчаренко:  Ни в коем случае! Это не просто зрелище: наши гости могут взять в руки вещи из прошлого, реконструированные нашими мастерами, они проникаются духом минувшей эпохи, видят обряды, которые проводили наши предки, кое в чем сами участвуют. Начинают интересоваться историей. Некоторые потом отправляются с нами в путешествия – и их жизнь меняется, появляется некий новый, очень важный пласт. Жизнь становится глубже и осмысленней.

Нами, кстати, очень интересуются историки: часто приносят находки из археологических экспедиций, которые им не удается идентифицировать. А мы, досконально знающие материальную культуру эпохи, легко определяем, что именно они нашли. Нередко приглашают на съемки исторических фильмов: и костюмы наши - не чета тем, что костюмеры смастерят, и носят эту одежду члены нашего клуба как родную, а не как шубу с чужого плеча, и особенности поведения человека ХХ века мы знаем куда лучше любого кинематографиста. Что удивляться: «Ратобор» существует с 1999 года, за двенадцать лет мы многое успели.

Ольга Монахова: А откуда такое название, кстати?

Алексей Овчаренко: Ратобор – борец с ратью. Основное направление клуба – дружинная культура. То есть, в первую очередь, мы подразумеваем восстановление этой социальной прослойки Древней Руси как наиболее интересной. Вообще, есть Ратибор – это личное имя. А Ратобор – имя нарицательное. В определенном смысле, в память о настоящем Ратиборе.

Ольга Монахова: Жил такой человек? И чем он был славен?

Алексей Овчаренко: Жил, и даже попал в летописи. А славен тем, что был очень хороший воевода. А еще - он был благостен, чист душой. Что тоже надо постараться.

Поделиться в социальных сетях:
Читайте также
Смотреть все >
Подписка на рассылку мудрых советов


Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных,
соглашаясь с Политикой конфеденциальности


Заказать звонок

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных,
соглашаясь с Политикой конфеденциальности


Спасибо за подписку!